В Госдуме предложили дополнить статьи о клевете и мошенничестве пунктом о совершении преступлений при помощи дипфейков
Новость
16 сентября 2024, 13:50

В Госдуме предложили дополнить статьи о клевете и мошенничестве пунктом о совершении преступлений при помощи дипфейков

В Госдуму внесли законопроект, дополняющий некоторые статьи Уголовного кодекса пунктом об использовании технологии дипфейк. Текст поправок опубликован в базе нижней палаты парламента.

Авторы инициативы — депутат Госдумы Ярослав Нилов и сенатор Алексей Пушков — предлагают дополнить статьи о клевете (128.1 УК), краже (158 УК), мошенничестве (159 и 159.6 УК), вымогательстве (163 УК) и причинении имущественного ущерба (165 УК) квалифицирующим признаком об использовании дипфейков при совершении этих преступлений.

В случае принятия законопроекта наказание за клевету с использованием дипфейков составит до двух лет лишения свободы, а за мошенничество — до шести лет заключения. За вымогательство с применением этой технологии смогут сажать на срок до семи лет, а за причинение имущественного ущерба — на срок до пяти лет.

Как сказано в пояснительной записке, дополнить Уголовный кодекс необходимо в связи с тем, что современные технологии — «использование нейросетей и искусственного интеллекта (технологии "дипфейк", "цифровые маски" и т.д.)» — позволяют «создавать подделки, отличить которые от реальности неспециалисту практически невозможно». За это, по мнению авторов поправок, должна быть предусмотрена дополнительная ответственность.

Отзывы на законопроект уже дали Верховный суд России и правительство. Как отметили в Верховном суде, авторы поправок не пояснили, почему именно за использование дипфейков при совершении вышеуказанных преступлений (в основном — против собственности), а не каких-либо других, должна следовать повышенная ответственность.

Правительство в своем отзыве отметило, что на данный момент в законодательстве не урегулированы вопросы использования технологии дипфейк, что в случае принятия законопроекта может привести к формированию «некорректной правоприменительной практики».